Мировые факты
Меню сайта

Происхождение мусульман-рохинджа, одного из самых преследуемых меньшинств в мире

Рохинджа - это название, данное общине без гражданства, проживающей в штате Ракхайн, Мьянма, большинство из которых являются мусульманами, в то время как остальные исповедуют индуизм. По оценкам, рохинджа в стране насчитывают около 1 миллиона человек. Организация Объединенных Наций назвала мусульман-рохинджа одним из самых преследуемых меньшинств в мире. Община пережила десятилетия этнических преследований со стороны бирманцев, а затем правительства Мьянмы. В качестве свидетельства преследований, с которыми сталкиваются эти люди, мьянманский правительство не признает общину рохинджа национальной расой и ограничивает ее членов в доступе к образованию, возможностям трудоустройства и даже свободе передвижения. В 2017 году военные Мьянмы провели репрессии в регионе Ракхайн, где доминируют рохинджа, что привело к беспрецедентному перемещению сотен тысяч рохинджа из страны, которые переехали в соседние страны Бангладеш и Индию в качестве беженцев, что создало гуманитарный кризис в этих странах. История рохинджа в Бирме восходит к 8 веку, но достигла своего апогея, когда страна все еще была британской колонией.

Иммиграция рохинджа во время британского правления

В колониальный период, когда Бирма была создана как британская колония, число мусульман-рохинджа в колонии резко возросло. Вскоре после поселения в Бирме британцы поняли, что долины Аракана довольно плодородны и обладают большим сельскохозяйственным потенциалом. Однако эти земли были малонаселенными, и поэтому они не эксплуатировались для реализации своего потенциала. Осознание этого привело к тому, что британцы стали поощрять мусульман из Бенгалии мигрировать и селиться на этих землях, и поскольку в то время между Араканом и Бенгалией не было границы, на этот раз мигранты не сталкивались с какими-либо миграционными ограничениями. Политическая доброжелательность колониального правительства, а также наличие многих возможностей в Бирме привели к значительному исходу мусульман-рохинджа, переехавших из Индии и поселившихся в Бирме. Бирманский историк 20-го века Тант Мьинт-У заявил, что индийские иммигранты прибывали в Бирму с беспрецедентной скоростью - четверть миллиона человек в год. Район Акьяб представлял особый интерес для индийских иммигрантов. Этот район был домом для процветающей судоходной отрасли и являлся одним из крупнейших в мире портов в мировой торговле рисом.

Данные колониальной переписи населения Бирмы 1872 года показывают, что в округе Акьяб проживало 58 255 мусульман. 40 лет спустя (в 1911 году) мусульманское население округа Акьяб резко возросло и достигло 178 647 человек. В 1931 году данные переписи показывают, что численность индийских мусульман в Акьябе возросла примерно до 0,5 миллиона человек. Индийские иммигранты вскоре стали большинством населения в нескольких бирманских городах, включая Патейн, Янгон, Ситтве и Мавламин. Было даже несколько индийских законодателей , избранных в Законодательный совет Бирмы во время Всеобщие выборы 1936 года, и это были Гани Маркан, который представлял Маунгдо-Бутидаунг, и У Фо Кхайн, который представлял Акьяб Уэст. В то время как увеличение индийского мусульманского населения в Бирме имело экономическое преимущество для колониального правительства из-за наличия дешевой рабочей силы, местное сообщество не приветствовало индийских мусульман с распростертыми объятиями. Коренное население глубоко возмущалось индейцами, и это возмущение быстро стало семенем новой волны бирманского национализма в начале 20-го века. К 1930-м годам индийские мусульмане в Нижней Бирме подвергались активным нападкам со стороны местных общин, кульминацией которых стали беспорядки 1938 года против индийских мусульман.

Последствия Второй мировой войны

Бирма все еще была британской колонией, когда началась Вторая мировая война, и поэтому активно участвовала в военных действиях. Британские войска были обеспокоены возможностью вторжения японской императорской армии в колонию. Вторжение японских войск стало реальностью и вынудило британские войска поспешно отступить. Отступая, англичане снабжали мусульман оружием, чтобы создать буфер между ними и японскими войсками. Еще одним намерением, стоявшим за вооружением рохинджа британцами, было противодействие прояпонски настроенным ракхайнам. Получив оружие от британских войск, рохинджа переключили свое внимание с вторгшихся японских войск на араканцев и продолжили нападать на араканские деревни. В 1942 году вооруженные рохинджа убили до 20 000 араканцев. Впоследствии 5000 рохинджа были убиты в Мраук-У и Минбье в отместку со стороны красных каренов и этнических ракхайнов. Японские войска, со своей стороны, совершили отвратительные действия в отношении мусульманского населения Бирмы, начиная от изнасилований и заканчивая убийствами, и это привело к тому, что сотни тысяч рохинджа стали искать убежища в соседней Бенгалии. Около 20 000 мусульман пересекли границу Бенгалии и стали беженцами. Вскоре британские войска решили вернуться обратно в Бирму и, чтобы облегчить возвращение, они создали V-Forces (Добровольческие силы), которые состояли из рохинджа, обученных и вооруженных британцами. Войска рохинджа приступили к массовому разрушению буддийских сооружений и монастырей в северном Аракане.

Государство Рохиньяс после обретения Бирмой независимости

В годы, предшествовавшие независимости Бирмы от британского колониального правления, общины рохинджа в западной Бирме направляли своих представителей в Пакистан, добиваясь аудиенции у отца-основателя страны Мухаммеда Али Джинны. Через своих представителей рохинджа, создавшие сепаратистское движение, обратились к Мухаммеду с просьбой содействовать объединению бирманского региона Маю с Восточным Пакистаном. Причины запроса включали в себя географическую близость двух регионов, а также их религиозную близость. В ожидании отделения сепаратистское движение вскоре после этого сформировал основанную в Акьябе Мусульманскую лигу Северного Аракана. Мухаммед отклонил эти просьбы, заявив, что Пакистан не будет вмешиваться во внутренние дела Бирмы. Бирма получила независимость в январе 1948 года, и независимое правительство признало общину рохинджа коренной этнической национальностью и даже имело членов, которые занимали влиятельные посты в правительстве, включая парламентских секретарей и министров. Одним из членов был М.А. Гаффар, который был избран в Учредительное собрание Бирмы. Другой ключевой фигурой был султан Ахмед, рохинджа, который занимал должность парламентского секретаря Министерства по делам меньшинств. Тысячи рохинджа, бежавших из страны во время Второй мировой войны, постепенно начали возвращаться в Бирму, но правительство сделало их нелегальными иммигрантами. Зура Бегум, которая была первой женщиной-членом парламента рохинджа, была избрана в законодательный орган страны на всеобщих выборах 1951 года. Государственный переворот положил конец демократическому правлению в стране и привел к росту этнических преследований мусульман-рохинджа.

Это интересно: