Мировые факты
Меню сайта

Происхождение и распространение ислама на Африканском континенте

Ислам имеет доминирующее присутствие в государствах, расположенных в Западной Африке, Северной Африке, на побережье Суахили и на Африканском роге. С тех пор как эта религия появилась на континенте в 7 веке, она широко распространилась, и сегодня на континенте проживает почти треть мусульманского населения мира.

Внедрение ислама в Африке

В 7 веке Мухаммед предложил своим ученикам пересечь Красное море и искать убежища в Аксуме, чтобы спастись от преследований со стороны доисламских жителей Мекки. Эта миграция называется первой хиджрой в исламских традициях. Эти ученики поселились в городе Зейла, где они возвели мечеть Масджид аль-Киблатайн около 627 года н.э. Таким образом, побережье Северной Африки стало первым регионом, где ислам стал соблюдаться за пределами Аравийского полуострова. Однако большинство из этих первых последователей ислама вернулись в Мекку после того, как между язычниками и мусульманами был заключен мир, и контакты были продолжены.

Распространение ислама в Африке

В 639 году нашей эры, примерно через семь лет после смерти Мухаммеда, арабы начали завоевание Африки. В 642 году нашей эры Египет перешел под власть мусульман, и впоследствии арабские военные вторглись в районы, окружающие Египет. В ходе трех вторжений арабским военным удалось вытеснить Византийскую империю из Северной Африки. Затем арабские мусульмане начали вести торговые караваны в страны Африки к югу от Сахары, начиная с долины Нила, далее в Нубию и, в конечном счете, через Сахару в Западную Африку. Христианские королевства Нубии были первыми свидетелями мусульманского вторжения. Между 9 и 14 веками суфийские ордена обращали в свою веру общины по всем торговым путям, протянувшимся из Северной Африки в королевства Мали и Гана, а также основали завии вдоль берегов реки Нигер. Усилия ордена Сануси в миссионерской работе принесли свои плоды в таких южных районах, как озеро Чад. Паломничество Мусы I из Мали привело к большому числу обращений в Малийской империи, и Тимбукту превратился в значительный исламский центр. Современные народы Республики Судан, Мали, Сенегала, Чада, Мавритании и Нигера имеют большое мусульманское население из-за этой истории. На побережье Суахили Города-государства процветали благодаря прибыльной торговле в Индийском океане. Жители этих государств постоянно взаимодействовали с арабскими и персидскими торговцами с 7-го века. Эти торговые отношения способствовали распространению ислама и смешанным бракам.

Известные султанаты и династии

По мере распространения ислама по всему континенту в различных регионах возникали халифаты и династии. Халифат Сокото возник в 1809 году в Западной Африке после того, как его основал Усман Дан Фодио. Его столица чередовалась между Гуду, Сокото, Бирнин Конни, Сокото и Бурми. Территория халифата сегодня находится в Гане, Бенине, Буркина-Фасо, Чаде, Нигере, Камеруне, Нигерии, Центральноафриканской Республике и Нигере. На пике своего расцвета халифат насчитывал более 30 Эмиратов и еще 10 миллионов человек. Джихад Фулани, организованный Усманом Даном Фодио, вдохновил другие джихады в некоторых частях Сахеля и саванны, которые привели к созданию исламских государств в Судане, Кот-д'Ивуаре, Сенегале, Мали и Центральноафриканской Республике. Британцы нанесли решительное поражение Халифату в 1903 году и включили его территорию в протекторат Северной Нигерии. В 1848 году Эль-Хадж Умар Талл основал империю Тукулер, территория которой находилась на территории современного Мали. Империя имела свою столицу в Сегу и исповедовала суннитский ислам. В 1890 году французы в сотрудничестве с Бамбара вторгся в Сегу и разгромил империю. Другой империей суннитского ислама была империя Борну, которая просуществовала с 1380 по 1893 год и имела свою столицу в Нгазаргаму. Империя была основана народом канембу, чье взаимодействие с борну создало язык канури. Эта империя процветала и достигла своего расцвета при Идрисе Алуме; государственном деятеле, которого хвалили за его исламское благочестие, военное мастерство и административные реформы. В 18 веке Борну страдал от продолжительного голода, который ослабил империю. К 1893 году империя Борну утратила большую часть своей славы и впоследствии пришла в упадок.

Ислам и колонизация

20-й век характеризовался колонизацией почти всей Африки различными европейскими державами. Армии христианских миссионеров пришвартовались в Африке, и они основали образовательные учреждения, целью которых было обратить африканские массы в христианство. Мусульмане бойкотировали эти учреждения. Французы в Алжире, например, захватили мечеть Джами и превратили ее в собор Святого Филиппа в комплекте с крестом. Африканское население, посещавшее колониальные школы, было поглощено колониальной администрацией, и в конце колонизации они взяли под контроль гражданскую администрацию. Эта ситуация привела к заметной напряженности в отношениях между христианским и мусульманским населением некоторых стран.

Современный ислам в Африке

Основная масса мусульман в Африке склоняется либо к суннитским, либо к суфийским течениям ислама. Африканский ислам сложен, и существует несколько школ мысли и традиций, которые борются за господство во многих африканских государствах. Африканский ислам также очень динамичен, и он постоянно формируется под влиянием существующих экономических, социальных и политических реалий. Африканский ислам имеет местное и международное измерение. Африканские мусульмане, с одной стороны, соблюдают свою веру с относительной независимостью, поскольку нет внутреннего органа, регулирующего их религиозную деятельность. Таким образом, существуют заметные различия и различия в исламской практике, наблюдаемые по всему континенту. С другой стороны, африканские мусульмане участвуют в жизни уммы и следят за текущими событиями и глобальными проблемами. Мусульмане, проживающие в Африке, поддерживают тесные связи с большим мусульманским миром.

Большинство африканских мусульманских республик имеют свои правовые кодексы, основанные на законах шариата. Большинство штатов соблюдают закон в таких вопросах, как развод, опека над детьми, брак и наследование. Секуляризм рассматривается как угроза только на севере Нигерии, в то время как в других частях континента мусульмане и немусульмане мирно сосуществуют. Африканские мусульмане в основном придерживаются суннитской конфессии, но есть группы наблюдателей-ибади и шиитов. Большинство африканских мусульман придерживаются маликитского мазхаба, но шафиитский мазхаб доминирует на побережье Суахили, на Африканском Роге и в восточном Египте, в то время как ханафитский фикх соблюдается в западном Египте. У суфизма есть приверженцы в Судане и Западной Африке, большинство из которых синкретичны и включают традиционные фольклорные верования в свои суфийские практики. Суфийские ордена Судана и Западной Африки вызывают скептицизм со стороны строгих ветвей ислама на Ближнем Востоке. Салафизм популяризируется мусульманскими НПО, которые построили исламские центры и мечети, в которых доминируют салафиты, по всему континенту.

Это интересно: