Мировые факты
Меню сайта

Где находится Волго-Донской канал?

5. Местоположение, роль и функции

Волго-Донской канал представляет собой гидротехническое сооружение протяженностью 101 километр, протянувшееся между двумя крупными реками Средней Полосы России и Прикаспийских равнин, а именно реками Волгой и Доном. Что делает канал таким уникальным, так это то, что водные пороги, из которых состоит канал, должны подниматься высоко и преодолевать отметку в 88 метров, что является разницей высот между этими двумя речными долинами. Эта проблема решается с помощью 13 шлюзов. Чтобы пересечь водный путь от города Волгограда до города Калач-на-Дону, требуется от 10 до 12 часов. Путешествие начинается в заводи Волги и проходит по долине реки Сарпа. Самая высокая точка водораздела - Шлюз № 9. Сразу после этого рельеф плавно понижается к Дону. Затем путешествие по Волге-Дону заканчивается возле города Калач-на-Дону, который расположен на левом берегу Цимлянского водохранилища.

4. История и строительство

Первая попытка соединить две большие и стратегически важные реки судоходным каналом была предпринята в 18 веке Петром Великим. Но только к 1948 году, при Советском Союзе, проект канала был окончательно готов. Он был основан на проекте, сделанном выдающимся инженером-гидротехником Нестором Пузыревским. С точки зрения сложности, Суэцкий канал подвергся сопоставимым строительным работам, но на строительство Суэцкого канала ушло более тридцати лет, а Панамский канал занял более двадцати лет, в то время как Волго-Дон был закончен за поразительные 4 года.5 лет. На строительстве канала было задействовано восемь тысяч единиц большегрузной техники. Специально для проекта канала были созданы гигантские шагающие волокуши с ковшом, способным вместить автомобиль среднего размера, и выносом стрелы на шестьдесят пять метров. В этом великом начинании приняли участие три категории работников. Это были немецкие военнопленные времен Второй мировой войны, советские военнопленные и гражданские рабочие.

Во время строительства канала через него прошло и работало около ста шестидесяти тысяч советских заключенных. Они были разделены на две категории: либо политические заключенные, либо преступники. Все камни на набережной канала были выложены вручную. Утрамбовка дна канала также производилась только силами людей, и заключенные обычно отправлялись на "сплав леса". Там они должны были стоять в холодной воде и направлять самые тяжелые бревна. О тяготах работ по строительству канала свидетельствовал тот факт, что для каждого участка строительных работ вдоль него было построено еще одно кладбище. Гражданские лица со всей страны также свободно выбрали работу над проектом канала, и в строительных работах было задействовано более полумиллиона гражданских служащих. Они жили и работали в тех же условиях, что и заключенные, занимая те же бараки, и проработали четыре года без единого выходного.

3. Значение как водного пути

Навигационный период на Волго-Донском канале длится восемь месяцев. За это время канал может принять до 5000 судов максимальной вместимостью пять тысяч тонн. В настоящее время пропускная способность канала составляет до 16 миллионов тонн грузов в год, в основном в качестве канала для транспортировки нефти и нефтепродуктов. За 64 года эксплуатации канал смог перевезти более 400 миллионов тонн грузов и около 5 миллионов пассажиров.

2. Среда обитания и биоразнообразие

Уникальное озеро лотосов можно найти в долине Волги, примыкающей к водоразделу канала. По берегам канала растут пойменные дубравы и луга. Путь миграции птиц пролегает через Волго-Донской канал, а в низовьях Волги происходит нерест рыбы. Что касается лесных обитателей, то наиболее распространенными являются енотовидные собаки, барсуки и волки. В степной зоне знаменитым парнокопытным является сайгачья антилопа, а также маленький олень. Млекопитающие представлены грызунами, хищниками и крупными копытными. Этот регион особенно богат грызунами, которых насчитывается 32 вида.

1. Техническое обслуживание, эксплуатация и планы на будущее

Три шлюзовых прохода в начале Волго-Донского канала расположены в границах города Волгограда. "Крутой подъем" начинается в семи километрах от третьего шлюза. На протяжении девяти километров шлюзы, пропускающие суда, с каждым следующим шагом немного поднимаются и в конечном итоге достигают точки на 50 метров выше Первого Шлюза. Двигаясь дальше от города Волгограда, суда должны сначала подняться на 88 метров по лестнице шлюза "Волга", затем спуститься на 44 метра по лестнице шлюза "Дон". Для заполнения шлюзов водой используются три насосные станции, способные создавать давление воды в шлюзах от 10 до 13 метров каждый. В настоящее время страны Китая, Казахстана и России разрабатывают проект строительства второй нитки канала, в результате чего его пропускная способность увеличится в два раза и достигнет 30-35 миллионов тонн в год. Этот путь планируется использовать для транзита товаров морским путем из Китая, а также для доставки нефтепродуктов из Каспийского моря в Европу.

Это интересно: