Что такое берлинский воздушный транспорт?
Берлинская воздушная переброска была масштабной операцией по воздушной доставке предметов первой необходимости жителям Западного Берлина после Берлинской блокады. Операция началась 26 июня 1948 года, в ней участвовали экипажи самолетов из Соединенного Королевства, Соединенных Штатов, Франции, Канады, Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии. Каждый день в Западный Берлин доставлялось около 9000 тонн продовольствия, медикаментов, топлива и одежды. Хотя Советский Союз установил блокаду Западного Берлина, он не препятствовал воздушным перевозкам, опасаясь эскалации напряженности до полномасштабной войны.
Разделение Германии
После Второй мировой войны бывшие союзники - Соединенные Штаты, Великобритания, Советский Союз и Франция - разошлись во мнениях по поводу управления Германией. Соединенные Штаты и Советский Союз стремились распространить экономические идеологии коммунизма и капитализма в Германии, но Вторая мировая война оставила Германию в руинах, а столицу, Берлин, в ужасном состоянии. Жители города смотрели на голодную смерть, было трудно найти убежище, а товары черного рынка доминировали в экономике. Четыре союзника разделили Берлин на две части: Франция, Великобритания и США контролируют западную часть, в то время как Советский Союз взял на себя ответственность за восточную часть.
Критический момент
Обе стороны регулярно встречались, чтобы скоординировать оккупацию зон и ослабить постоянно растущую напряженность. В 1948 году Советский Союз узнал, что три союзника тайно планировали создать новое германское государство. Советы были в ярости и решили прервать связь. В середине 1948 года Соединенное Королевство и Соединенные Штаты ввели Немецкую марку в качестве новой валюты для своих зон в Западном Берлине. Пара уведомила французов, но не смогла передать ту же информацию Советскому Союзу, потому что они стремились восстановить экономический контроль и подавить безудержный черный рынок.
Берлинская блокада
В ответ Советский Союз установил блокаду и забаррикадировал все дороги, рельсы, реки, каналы и пункты пересечения границы с Западной Германией. Советы предложили снять блокаду, если Запад снимет немецкую марку. Запад отклонил это предложение и инициировал план доставки грузов в Западный Берлин. Три страны поклялись объявить войну Советскому Союзу, если какой-либо из самолетов будет сбит.
Берлинский воздушный лифт
26 июня 1948 года Соединенные Штаты начали переброску грузов по воздуху в Западную Германию. Вскоре к ним присоединились Соединенное Королевство и Франция. Союзники ввели контрблокаду, которая ограничила торговлю с Восточным Берлином и Восточной Германией. Около 2 миллионов жителей Западного Берлина полагались на помощь, в частности, на медикаменты, топливо и продовольствие. К операции присоединились другие страны, и в какой-то момент самолеты приземлялись в аэропорту Темпельхоф каждые 50 минут. Система стала чрезвычайно эффективной, и самолеты перевозили больше грузов, чем рельсы и дороги вместе взятые. Союзникам удавалось удовлетворять спрос в течение десяти месяцев, доказывая Советам, что воздушные перевозки могут продолжаться бесконечно. Контрблокада привела к такой нехватке товаров в Восточном Берлине, что Советы опасались возможного восстания. 11 мая 1949 года Советы сняли блокаду, но союзники продолжали переброску по воздуху до сентября на случай, если Советы передумают.