Мировые факты
Меню сайта

Что такое операция "Молния"?

Операция "Удар молнии", также называемая рейдом в Энтеббе или операцией "Энтеббе", была успешной операцией израильских сил обороны по освобождению заложников в аэропорту Энтеббе в Уганде в ночь на 4 июля 1976 года. Это спасение произошло после того, как террористы-союзники Вади Хаддада захватили самолет Air France с 248 пассажирами, в основном израильтянами, и отправили самолет в Уганду, где их принимал бывший президент Уганды Иди Амин, делая вид, что действует в интересах заложников. Планирование, проведение и успех операции делают ее одной из самых дерзких в истории.

Захват самолета и ситуация с заложниками

Рейс 139 авиакомпании Air France вылетел из Тель-Авива 27 июня 1976 года с 246 пассажирами и 12 членами экипажа и вылетел в Афины, где высадил часть пассажиров и взял на борт еще 58 человек, в том числе угонщиков, перед вылетом в Париж. Сразу после взлета два палестинских террориста из Народного фронта освобождения Палестины – Внешние операции (НФОП-ВНО) и два немца (Вильфрид Бозе и Бригитта Кульманн), принадлежащие к немецким революционным ячейкам, захватили контроль. Они перенаправили рейс в Бенгази, где освободили Патрисию Мартелл, гражданку Израиля британского происхождения, которая притворилась, что у нее выкидыш. Они пробыли в Бенгази несколько часов и заправились, пока обсуждали с Угандой возможность их размещения, на что страна согласилась. В Энтеббе к ним присоединились четверо других террористов вместе с силами Иди Амина, и они держали всех заложников в транзитном зале, где Амин ежедневно навещал их, давая ложные обещания вести переговоры об их освобождении.

В обмен НФОП-ОО хотела освобождения 53 пропалестинских боевиков и выкупа в размере 5 миллионов долларов к 1 июля, в противном случае они казнили бы всех заложников. К 29 июня с помощью угандийских солдат угонщики разделили заложников на двоих - израильтян и нееврейцев. На следующий день они освободили 48 не-израильских заложников, а затем еще 100 30 июня после того, как Израиль согласился на переговоры, в результате чего осталось 106 заложников, включая экипаж.

Переговоры и оперативное планирование

Израильский чиновник, по-видимому, вел переговоры, планируя дипломатические решения и военную операцию, в зависимости от того, что наступит раньше. Дипломатические варианты включали переговоры с Амином, США и Египтом. Эти переговоры привели к тому, что угонщики самолетов продлили крайний срок до 4 июля - даты, на которую Амин также согласился, поскольку он должен был присутствовать на встрече ОАЕ и вернуться в ту ночь. Отсутствие Амина и ожидаемая дата прибытия обеспечили успех операции. Другие полезные факторы включали тот факт, что израильская фирма построила часть аэропорта и все еще имела чертежи, а несколько лет назад ИДФ обучили несколько угандийских солдат. Кроме того, освобожденные заложники предоставили информацию о захватчиках, оружии и терминале.

Подготовка рейда и логистика

ЦАХАЛ отклонил планы высадить своих коммандос в озере Виктория недалеко от аэропорта после информации о том, что в озере водятся крокодилы, и того факта, что Амин не позволил бы им покинуть Уганду. Другим вариантом была перевозка войск в Уганду и обратно с местом для заложников, но для этого тоже требовался бы низкий полет, чтобы избежать обнаружения вражескими радарами и дозаправки в Кении. Однако Кения опасалась мести Амина, и потребовались усилия Брюса Маккензи, тогдашнего министра сельского хозяйства Кении, чтобы разрешить дозаправку в международном аэропорту имени Джомо Кениаты.

Рейд и спасение

3 июля Израиль вывез транспортные средства, похожие на кортеж Амина, с угандийскими флагами вместе с войсками на четырех транспортных самолетах C-130 Hercules и пролетел по стратегическим маршрутам в Энтеббе, избегая любых радаров. Были также два самолета Boeing 707, один из которых перевозил медицинские учреждения, которые приземлились в Найроби, а другой совершил облет аэропорта Энтеббе во время налета. Из-за плохого освещения аэропорта один самолет ЦАХАЛа приземлился без инцидентов и только выстрелил в двух охранников из пистолетов с глушителями после неправильного толкования практики угандийских военных направлять оружие на встречные транспортные средства. Солдат не погиб, что привело к использованию громкой винтовки, которая разрушила элемент неожиданности. Организованные войска ЦАХАЛа заняли позиции и перестрелялись с угандийскими силами, когда команда бросилась к терминалу и приказала заложникам оставаться лежать на иврите и английском. Пока спасательные работы продолжались, остальные три самолета "Геркулес" приземлились с подкреплением в ходе операции, которая заняла 53 минуты.

Потери и уход

Армия обороны Израиля по ошибке убила девятнадцатилетнего французского иммигранта Жан-Жака Маймони, который встал во время спасательной операции, ошибочно приняв его за члена террористов. Кроме того, 52-летний Паско Коэн получил огнестрельные ранения. При этом погибли еще двое заложников. В ходе налета погибло около 55 угандийских солдат и все угонщики самолетов. Командир израильского подразделения Йонатан Нетаньяху (брат Биньямина Нетаньяху) погиб за пределами терминала, а пять коммандос получили ранения. ЦАХАЛ оставил позади 74-летнюю Дору Блох, которая ранее была доставлена в больницу в Кампале. Позже Амин приказал ее казнить. Перед вылетом ИДФ уничтожили несколько угандийских самолетов, включая МиГ-17 и МиГ-21, чтобы избежать преследования. Военные доставили 102 спасенных заложника в Израиль через Найроби.

Последствия

Амин казнил сотни кенийцев в Уганде в отместку за помощь Израилю и убил Маккензи. Поскольку многие страны высоко оценили рейд, Уганда назвала его “актом агрессии” и планировала военные действия против Кении, но США ответили развертыванием супер-авианосца USS Ranger (CV-61) вдоль Индийского океана. В 1980 году пропалестинские боевики в отместку взорвали принадлежащий евреям отель Norfolk в Найроби.

Израиль иногда задним числом называет эту операцию операцией "Джонатан" в память о Йонатане Нетаньяху, руководителе подразделения.

Это интересно: