Мировые факты
Меню сайта

​Что потопило "Лузитанию"? Если вы думаете, что это была торпеда, подумайте еще раз

Когда 7 мая 1915 года немецкая подводная лодка торпедировала британский океанский лайнер RMS "Лузитания", мир был ошеломлен. Вы должны подумать о масштабах событий 11 сентября или Перл-Харбора, чтобы понять их последствия. "Лузитания" была пассажирским судном, которое совершало рейсы из Великобритании в Соединенные Штаты, перевозя людей, которые находились в отпуске, деловых поездках, посещали семью или даже иммигрировали в Америку. Более тысячи из них так и не завершили то майское путешествие, которое было прервано примерно в 11 милях от побережья Ирландии.

С момента попадания торпеды "Лузитании" потребовалось всего 18 минут, чтобы упасть на морское дно. Однако в тот роковой день произошел и второй взрыв, вызвавший споры, которые продолжаются и по сей день. То, что именно произошло 7 мая 1915 года, обсуждалось в течение столетия.

Морское явление

В то время Лузитания была морским феноменом. Имея 762 фута в длину и почти 88 футов в ширину, это судно ненадолго стало самым большим в мире, пока не было достроено его родственное судно RMS Мавритания. У нее были лифты, кондиционеры, беспроводная телеграфия и электрическое освещение - все самые современные технологии. Но именно ее скорость действительно выделяла ее из толпы. Она могла похвастаться новым типом турбинного двигателя, который выдавал 68 000 лошадиных сил, что почти в три раза больше, чем у других океанских лайнеров. "Лузитания" могла развивать скорость 25 узлов в то время, когда переход через Атлантику был медленным и утомительным занятием. Приветствовалось все, что могло сократить путешествие, и "Лузитания" воспринималась как чудо.

Он соответствовал всем стандартам роскоши, которые ожидали самые богатые из его пассажиров. Столовая первого класса представляла собой двухуровневую феерию в неоклассическом стиле с куполом, украшенную резными панелями из красного дерева, замысловатыми колоннами, роскошной обивкой мебели, большим количеством позолоты и вместимостью 470 человек. В салоне первого класса был не один, а два мраморных камина высотой 14 футов. Даже помещения третьего класса, в которых перевозились в основном иммигранты, были более комфортабельными, чем на других лайнерах. Помещения были менее тесными и даже могли похвастаться пианино, на котором могли играть пассажиры нижней палубы.

На "Лузитании" не было одной вещи – достаточного количества спасательных шлюпок. На нем было на четыре меньше, чем на борту "Титаника" в 1912 году.

Правила ведения войны

С момента спуска на воду корабль совершил 201 без происшествий переход между Ливерпулем и Нью-Йорком. Она получила две награды за самый быстрый переход через Атлантику. Однако к началу 1915 года мир начал меняться. Шла Великая война, и на море появилась новая угроза - немецкие подводные лодки, называемые подводными лодками, которые использовали скрытность для преследования своих целей.

В течение многих лет многие правительства признавали так называемые “Правила крейсера”, которые требовали, чтобы гражданские суда были предупреждены перед нападением и людям разрешалось высаживаться, если судно должно было быть конфисковано или потоплено. Однако, когда в 1914 году была объявлена война, британским торговым судам был отдан приказ таранить любые всплывающие подводные лодки. Однако по мере продолжения войны опасения за океанские лайнеры, подобные "Лузитании", утихли. Подводные лодки, по-видимому, соблюдали Правила Крейсера. В любом случае, многие считали, что "Лузитания" достаточно быстра, чтобы обогнать вражеские корабли.

В феврале 1915 года Германия смело объявила, что все корабли союзников будут потоплены без предупреждения. В то время Америка сохраняла нейтралитет, но в конце апреля немцы опубликовали в американских газетах предупреждение, в котором конкретно упоминалась Лузитания. В нем, в частности, говорилось: “Путешественникам, намеревающимся отправиться в путешествие по Атлантике, напоминается, что существует военное положение; что зона войны включает в себя воды, прилегающие к Британским островам; что в соответствии с официальным уведомлением, данным Имперским правительством Германии, суда, плавающие под флагом Великобритании, или любой из ее союзников может быть уничтожен в этих водах, и что путешественники, плавающие в зоне боевых действий, делают это на свой страх и риск ”.

“Лузитания” была обозначена англичанами как "вооруженный торговый крейсер", что означало, что при необходимости ее можно было переоборудовать в военный корабль. Он был сочтен слишком большим, чтобы его можно было использовать в бою, но это подняло вопрос о том, является ли он законной военной целью. В декларации за майский переход было указано 4200 ящиков винтовочных патронов, 1250 пустых гильз и 3000 взрывателей – все официально “контрабанда.”Также высказывались предположения, что, возможно, 90 тонн неохлажденного “сала, масла и сыра”, перечисленных в судовой декларации, на самом деле были оружием, поскольку молочные и жирные продукты могли испортиться во время перехода. Какой бы груз она ни перевозила, ее пассажиры не обращали на него внимания.

Легкая мишень

" Лузитания " отправилась в свой 202 - й рейс .найти путешествие 1 мая 1915 года. За штурвалом стоял капитан Уильям Томас Тернер, офицер-ветеран, который занял свое место, когда предыдущий капитан решил, что ему неудобно управлять кораблем в неспокойных водах Атлантики. Тернеру были даны инструкции уклоняться от немецких подводных лодок, двигаясь зигзагами по морю, но неясно, следовал ли он им. Приближаясь к ирландскому побережью, он держал прямой курс, получив сообщение о том, что подводных лодок в этом районе нет.

На борту 20-й подводной лодки 30-летний капитан Вальтер Швигер рыскал в Северной Атлантике. Он вступил в бой с несколькими кораблями, два из которых он потопил после того, как позволил людям, находившимся на борту, благополучно сойти. У него оставалось всего три торпеды, когда он приблизился к водам у южного побережья Ирландии.

7 маяче, он заметил огромный океанский лайнер. Он знал, что это, должно быть, Лузитания или Мавритания. Поскольку оба корабля считались “вооруженными крейсерами”, он проигнорировал Правила крейсера и маневрировал на позиции. В 2:10 вечера он отдал приказ открыть огонь. Торпеда попала в носовую часть "Лузитании" по правому борту. Пассажиры почувствовали дрожь, но не более того.

"Звук был совсем другим".

Однако мгновение спустя мощный взрыв разорвал поврежденное судно. По сей день никто точно не знает, что взорвалось на обреченном корабле.

Один из выживших, Чарльз Эмилиус Лориет-младший, писал: “Там, где я стоял на палубе, шок от удара не был сильным; это был тяжелый, довольно приглушенный звук, но хороший корабль на мгновение задрожал под силой удара; быстро последовал второй взрыв, но я не думаю, что это была вторая торпеда, потому что звук был совсем другой ”. Лориет подумал, что это может быть котельная, но в то время он не знал, что на корабле перевозились боеприпасы. Существует много теорий, но однозначного ответа нет. Но ясно то, что именно второй взрыв обрекал "Лузитанию" на гибель, а не торпеда.

Корабль так сильно накренился на один борт, что спустить на воду спасательные шлюпки было невозможно; только шесть из 48 человек вообще добрались до моря. Капитан Швигер записал все это в свой дневник. “Выстрел попал в правый борт прямо за мостиком. Последовал необычайно сильный взрыв с очень большим облаком дыма. На борту царит большая неразбериха".

Из 1962 человек, находившихся на борту, 1198 погибли. Спасательные миссии быстро превратились в восстановительные работы. Ощущение трагедии было огромным. Среди утонувших было 128 американцев, что привело американскую общественность в ужас. Трагедию на Лузитании часто называют катализатором объявления войны США два года спустя. Конечно, это вызвало общественные настроения по обе стороны Атлантики.

Хотя "Лузитания" затонула всего на глубине 300 футов, спасательных работ было предпринято мало. Некоторые говорят, что союзники не хотели огласки по поводу боеприпасов. Еще в 1982 году британские официальные лица предупредили дайверов, работавших на месте крушения, что найденная ими взрывчатка может представлять “опасность для жизни и здоровья”. Ходили слухи, что британцы все еще не хотели сталкиваться с проблемой оружия на борту пассажирского лайнера, даже спустя 70 лет после этого события. Сегодня сильно поврежденный затонувший корабль лежит на боку, его последняя тайна на морском дне, нетронутая и ожидающая своего раскрытия.

Это интересно: