Мировые факты
Меню сайта

Что такое страна, не имеющая выхода к морю?

  • Страна, не имеющая выхода к морю, - это страна, не имеющая прямого выхода к океану.
  • В мире насчитывается 44 страны, не имеющие выхода к морю.
  • Только одна страна - Ватикан, Сан-Марино и Лесото - не имеет выхода к морю.
  • Казахстан - самая большая страна в мире, не имеющая выхода к морю, в то время как Ватикан - самый маленький.

Проще говоря, страна, не имеющая выхода к морю, - это страна, не имеющая прямого выхода к океану. Сегодня в мире насчитывается 44 страны, не имеющие выхода к морю. Самой маленькой страной, не имеющей выхода к морю, является Ватикан, который полностью окружен Италией. Самым крупным является Казахстан, расположенный в Центральной Азии. Страны, не имеющие выхода к морю, есть на всех континентах, за исключением Северной Америки, Австралии и Антарктиды.

Всегда ли страны, не имеющие выхода к морю, не имели выхода к морю?

Не все страны, которые сегодня не имеют выхода к морю, всегда были не имеющими выхода к морю. Во многих случаях страны оказались не имеющими выхода к морю из-за вооруженных конфликтов. Одним из примеров страны, которая когда-то имела прямой выход к океану, но у которой больше нет доступа, является Боливия, расположенная в центральной части Южной Америки. Сегодня Боливия - страна, не имеющая выхода к морю, окруженная Чили, Перу, Бразилией, Парагваем и Аргентиной. Однако до войны на Тихом океане (1879-1883) Боливия имела береговую линию на Тихом океане. После войны ее бывшая береговая линия была аннексирована соседним Чили, оставив Боливию без океанского побережья.

Другим примером страны, которая не всегда не имела выхода к морю, является Эфиопия, расположенная на Африканском Роге. В период с 1961 по 1991 год эфиопский регион Эритрея, расположенный на побережье Красного моря, вел войну за независимость против эфиопского правительства. Война в конечном счете достигла кульминации, когда Эритрея отделилась от Эфиопии, оставив первую без прямого доступа к Красному морю.

В некоторых случаях страны, которые в настоящее время не имеют выхода к морю, когда-то имели прямой доступ к океану как часть многонациональных империй, которые включали их в себя. Например, до распада Советского Союза независимые в настоящее время страны Центральной Азии, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан имели прямой, неограниченный доступ к морским портам через другие части Советской империи, которые не имели выхода к морю. Однако сегодня все вышеупомянутые страны Центральной Азии не имеют выхода к морю и должны полагаться на добрую волю своих соседей, чтобы получить доступ к морским торговым путям.

Проблемы, с которыми сталкиваются страны, не имеющие выхода к морю

Все основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться странам, не имеющим выхода к морю, связаны с торговлей. Поскольку страны, не имеющие выхода к морю, не имеют доступа к морским портам, они не имеют прямого доступа к жизненно важным торговым путям, по которым проходят все виды товаров. Развивающиеся страны, в частности, уязвимы из-за своего статуса, не имеющего выхода к морю. Не случайно, что как человеческие, так и экономические показатели в странах, не имеющих выхода к морю, как правило, хуже, чем в странах, не имеющих выхода к морю. Например, по данным Всемирного банка, доставка грузов из развивающейся страны, не имеющей выхода к морю, обходится в два раза дороже, чем непосредственно из одного из ее соседей, граничащих с океаном, или другого крупного водоема, граничащего с океаном. Более высокие расходы на доставку обычно перекладываются на потребителя, что приводит к повышению цен на все виды товаров.

Одним из важнейших товаров, на который влияет рост цен из-за транспортных расходов в странах, не имеющих выхода к морю, является продовольствие. В среднем расходы на продовольствие в странах, не имеющих выхода к морю, в три раза выше, чем в прибрежных странах. Продовольственная ситуация в странах, не имеющих выхода к морю, еще более усугубляется тем фактом, что во многих из них не так много пахотных сельскохозяйственных угодий, а это означает, что выращивать продовольствие сложнее, и поэтому продовольствие приходится импортировать. Нехватка пахотных земель для выращивания продовольствия еще более усугубляется последствиями изменения климата.

Быть страной, не имеющей выхода к морю, означает зависеть от соседних стран с морской береговой линией на нескольких уровнях. Во-первых, страна, не имеющая выхода к морю, зависит от транспортной инфраструктуры других стран, а это означает, что если другая страна или страны, от которых страна, не имеющая выхода к морю, зависит в импорте и экспорте своих товаров, имеют плохую транспортную инфраструктуру, стране, не имеющей выхода к морю, будет гораздо труднее вести торговлю любого рода.

Страны, не имеющие выхода к морю, также зависят от стран с морскими границами в плане политических отношений. Если страна, не имеющая выхода к морю, имеет плохие отношения со страной или странами, через которые должен проходить ее импорт и экспорт, эта страна, не имеющая выхода к морю, чрезвычайно уязвима, поскольку транзитные страны могут затруднить или даже сделать невозможным прохождение товаров через их границы. Транзитные страны могут принять такие меры, как повышение тарифов или даже закрытие границ, отрезая своих соседей, не имеющих выхода к морю.

Еще одним уровнем зависимости, с которым сталкиваются страны, не имеющие выхода к морю, является их зависимость от политической стабильности своих соседей. Если в странах, которые государства, не имеющие выхода к морю, используют в качестве транзитных стран для импорта и экспорта, происходят гражданские беспорядки, то ведение любого вида торговли может быть чрезвычайно затруднено. Вооруженный конфликт в соседней транзитной стране может, например, привести к разрушению транспортных сетей, на которые соседние страны, не имеющие выхода к морю, полагаются в торговле, не говоря уже о том факте, что транзит через страну, переживающую жестокий внутренний конфликт, чрезвычайно опасен.

Страны, не имеющие выхода к морю, также зависят от обременительных административных расходов и процедур. Пересечение международных границ с целью доставки товаров в страны, не имеющие выхода к морю, и обратно приводит к большому количеству обременительной бумажной волокиты и увеличению стоимости доставки. Необходимость доставки товаров через международные границы также приводит к длительным задержкам, что может серьезно повлиять на способность грузоотправителей выполнять контрактные обязательства.

Решения проблем

Очевидно, что страны, не имеющие морских границ, сталкиваются с особыми проблемами в результате того, что они не имеют выхода к морю. Но есть способы решить конкретные проблемы, с которыми сталкиваются страны, не имеющие выхода к морю. Одно из решений очевидно и предполагает, что страны, не имеющие выхода к морю, строят и поддерживают хорошие отношения со странами, которые имеют морские границы и служат транзитными странами. Если страны, не имеющие выхода к морю, будут поддерживать хорошие отношения со странами транзита, торговля будет протекать более гладко. Например, некоторые страны Европы, не имеющие выхода к морю, в значительной степени выиграли от усиления экономической и политической интеграции континента под эгидой Европейского союза, который снизил административные и таможенные барьеры, с тем чтобы товары перемещались более свободно по континенту, в том числе в государства-члены ЕС, не имеющие выхода к морю, и из них.

Однако по большей части страны по всему миру, не имеющие выхода к морю или не имеющие, не создали такого уровня доверия друг к другу, который привел бы к тому типу интеграции, который очевиден в ЕС. Тем не менее странам, не имеющим выхода к морю, необходимо найти способ сотрудничества со странами транзита, с тем чтобы улучшить свои перспективы развития. Простое сотрудничество, например, в целях улучшения транспортной инфраструктуры или стандартизации административных и таможенных процедур, может иметь большое значение для облегчения достижения процветания стран, не имеющих выхода к морю.

Это интересно: