Мировые факты
Меню сайта

Что означает разделение властей?

“Разделение властей” - это специфическая модель того, как управляется государство. В соответствии с моделью, называемой “разделением властей”, правительство разделено на основные ветви власти. Каждое подразделение является автономным и имеет различные полномочия и обязанности. Идея, лежащая в основе этого различия, заключается в том, что не должно быть никакого конфликта в их полномочиях и обязанностях, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование каждого подразделения. Следовательно, не существует такой вещи, как неконтролируемая власть для какой-либо одной ветви власти, которая могла бы способствовать возникновению диктатуры.

В основном модель состоит из трех ветвей власти, а именно законодательной, судебной и исполнительной. Эта трехсторонняя модель разделения властей также известна как модель “trias politica”. Большинство людей склонны заменять фразу “разделение властей” на “trias politica”, что неверно. Trias politica - это всего лишь форма разделения властей. Некоторые страны полагаются на двудольные, а не трехсторонние системы, которые столь же эффективны.

История

Аристотель впервые выдвинул идею смешанного или гибридного правительства, проанализировав многие формы управления в Древней Греции. Много лет спустя Джон Кальвин (французский теолог) выступил за использование двухпартийной системы, при которой власть делилась бы между аристократией и демократией. Кроме того, он предложил ввести проверки власти, чтобы избежать злоупотребления властью. Выступая за такую систему, он поощрял подъем демократии и подавление политического абсолютизма.

В 1620 году группа английских англиканцев и конгрегационалистов, известных как Отцы-пилигримы, основала североамериканскую колонию Плимут с двусторонней демократией. После этого другие колонии пришли к аналогичным формам правления. Например, колония Массачусетского залива возникла в 1628 году, в то время как Коннектикут возник позже, в 1636 году. Большинство новых колоний также добавили свободу вероисповедания, что еще больше заложило основу для защиты прав человека.

Когда-то в Англии существовали популярные книги, в которых писалось о преимуществах таких форм правления. Примером такой книги была “История Плимутской плантации”, написанная Уильямом Брэдфордом. Философы, такие как Джон Локк, также подхватили эту идею и пропагандировали преимущества такой системы, в значительной степени опираясь на английскую модель. Англичане разделили власть на три части: законодательную, федеративную и исполнительную.

Charles-Louis de Secondat

Из вышесказанного ясно, что основа для трехсторонних систем уже была заложена. Однако большинство историков приписывают "трехстороннюю систему" французскому философу Шарлю-Луи де Секонда (Монтескье). Однако важно отметить, что он использовал термин “распределение” полномочий, как он объяснил в своей книге “Дух законов”, которая была опубликована в 1748 году.

В своей книге Монтескье описал, как власть может быть разделена между законодательной, судебной и исполнительной властью. Его идея состояла в том, чтобы создать систему, которая не возлагала бы слишком много власти на одного человека, как это было в случае с "аристократией". Разрабатывая новую систему, философ в значительной степени опирался на британскую конституционную систему и Конституцию Римской республики. Его книга действительно помогла в разработке Конституции Соединенных Штатов и Декларации прав человека.

Сдержки и противовесы

Основная идея разделения властей заключается в создании системы сдержек и противовесов таким образом, чтобы каждое подразделение имело право ограничивать два других. Эти проверки затем создают баланс, потому что каждая ветвь не хотела бы, чтобы у другой было слишком много власти. Поэтому они постоянно противостояли бы друг другу, тем самым освобождая людей от политических злоупотреблений.

Иммануил Кант выступил со знаменитым заявлением в защиту этой системы. Он утверждал, что даже нация дьяволов может решить проблему создания государства. По его словам, проблему можно было бы решить, просто разработав сильную конституцию, которая обеспечила бы противопоставление противоборствующих групп друг другу. Проще говоря, амбициозные люди должны быть настроены друг против друга, если простые люди хотят наслаждаться свободой и демократией.

Система также следит за тем, чтобы каждая ветвь имела возможность защитить свои полномочия на случай, если какая-либо другая ветвь захочет взять верх. Способность филиала защищать себя была признана необходимой и более эффективной по сравнению с простым предоставлением гарантий того, что каждый филиал будет независимым. Идея сдержек и противовесов также приписывается Монтескье.

В трехсторонней системе есть три основные ветви. Однако есть и другие ветви, которые не менее важны. К ним могут относиться органы прокуратуры, избирательные комиссии, комиссии по делам государственной службы и прокуратуры.

На практике

Несколько стран мира практикуют трехотраслевую систему. Однако концепция разделения властей реализуется по-разному почти во всех странах. Каждой стране пришлось принять свою собственную идею разделения властей, основанную на исторических событиях и других факторах. Интересно, что в той самой стране, которую заимствовал Монтескье (Великобритания), нет строгого разделения властей. На практике вся система в Великобритании тесно переплетена.

Норвегия

Норвегия имеет три основные ветви. Парламент является законодательным органом, в то время как суды (верховный, высший и низший) составляют судебную власть. Исполнительная власть состоит из короля, Кабинета министров Норвегии, премьер-министра, государственной службы и правительственных ведомств. Тем не менее, Норвегия немного интересна, когда дело доходит до практической реализации.

В конституции Норвегии 1814 года была принята идея разделения властей, изложенная Монтескье. Однако люди скептически относились к политическим партиям и хотели сохранить свою старую систему руководства, в которой участвовали король и совет.

Следовательно, король продолжал верховно править до тех пор, пока в 1880-х годах не появились политические партии. До этого, в 1870-х годах, начался конфликт между законодательной и исполнительной властью. В конце концов, в 1884 году законодательная власть объявила совету импичмент, и таким образом воцарилась парламентская система.

В новой парламентской системе первоначальная идея Монтескье была отброшена в сторону, поскольку законодательная власть (парламент) стала главенствовать над остальными. Две другие ветви все еще существуют и играют решающую роль. В рамках этой системы система сдержек и противовесов осуществляется в соответствии с моделью пропорционального представительства по партийным спискам 1918 года. Система гарантирует, что ни одна партия практически не сможет получить абсолютное большинство голосов.

Однако важно отметить, что многопартийная система изначально не формировалась как система сдержек и противовесов. Эта система появилась после общественного протеста по поводу слишком малого числа партий и отсутствия представительства.

Китай

Китайская Республика придерживается концепции "разделения пяти держав", изложенной Сунь Ятсеном. В Китае есть пять ветвей власти, а именно Исполнительная юань, Законодательная юань, Судебная юань, Контрольная юань и Экзаменационная юань. В стране президент и вице-президент не входят ни в одну из вышеперечисленных ветвей власти.

Кроме того, взаимосвязь между ветвями явно не определена, что вносит дополнительную путаницу. В крайних случаях правительство может прийти к полному параличу, если партия президента окажется в меньшинстве. Паралич возникает из-за того, что президент не может работать над какими-либо соглашениями (в случае меньшинства его партии) с законодательным органом и не может назначить новые выборы или распустить законодательный орган.

Слияние сил

Противоположностью разделению властей является слияние властей, которое наиболее распространено среди стран, придерживающихся Вестминстерской системы. В рамках этой системы исполнительная и законодательная власти тесно переплетены. Примерами таких стран являются Швеция, Израиль и другие.

Это интересно: