Наименее грамотные регионы мира
В последние годы уровень грамотности продолжает расти от поколения к поколению. Данные, собранные учреждениями ООН, показывают значительное улучшение навыков письма и чтения среди молодежи. Было также отмечено сокращение неравенства между уровнями грамотности среди мужчин и женщин. Пятьдесят лет назад почти четверть молодежи по всему миру не имела элементарных навыков грамотности. К 2016 году уровень неграмотности молодежи сократился до менее чем 10%. По данным ЮНЕСКО, в 2016 году, по оценкам, 750 миллионов взрослых людей во всем мире, две трети из которых составляют женщины, по-прежнему считались неграмотными. Молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет составляли около 102 миллионов неграмотного населения. Однако глобальная грамотность молодежи в 2016 году оставалась довольно высокой - 91% населения, в то время как уровень грамотности взрослого населения составлял 86%.
Уровень неграмотности в странах Африки к югу от Сахары
В регионе к югу от Сахары самый высокий уровень неграмотности в мире. По оценкам, 40,1% населения неграмотно. Четырнадцать из 22 стран мира с уровнем грамотности ниже 60% находятся в странах Африки к югу от Сахары. Согласно Краткому отчету о состоянии грамотности в странах Африки к югу от Сахары, опубликованному USAID в 2016 году, по меньшей мере каждые 7 из 10 детей, скорее всего, в конечном итоге станут полуграмотными взрослыми, а это означает, что у них не будет возможности бегло или легко читать и писать. В документе также говорится, что число неграмотных людей в 18 странах региона это значительно превышает число грамотных людей. Согласно отчету о раннем детстве и образовании в странах Африки к югу от Сахары, несмотря на резкий рост охвата детей дошкольным образованием в период с 1999 по 2004 год, охват детей дошкольным образованием оставался низким: общий коэффициент охвата (GER) составил всего 12% в 2004 году по сравнению с 10% в 1999 году. К числу стран с наиболее значительным ростом числа детей дошкольного возраста относятся Намибия, Южная Африка, Камерун, Кения, Лесото, Сан-Томе и Принсипи и Экваториальная Гвинея. Увеличение показателей охвата школьным образованием в однако такие страны страдают от низких показателей завершения обучения. Абсолютное число неграмотных людей в регионе также растет в связи с увеличением численности населения. Женщины составляют более 60% неграмотного населения. Уровень грамотности сильно различается и колеблется от 19% в Мали до 90% на Сейшельских островах. В прошлом регион получал большие объемы иностранной помощи, но доля, выделенная на образование в 22 странах в 2004 году, составила всего 11% от общего объема полученной помощи. Доля средств, выделяемых правительствами на цели образования, которая впоследствии направляется на цели базового уровень образования также низкий - всего более 20%, что намного ниже 50% расходов в Южной и Западной Азии. Проблемы с финансированием образовательных программ усугубляются тем фактом, что большинство стран к югу от Сахары тратят на образование менее 5% ВНП. Однако есть многообещающие признаки, поскольку политическая поддержка дошкольного образования и ухода за детьми растет, особенно в таких странах, как Гана и Сенегал. Заглядывая в будущее, частные учебные заведения будут играть решающую роль в повышении уровня грамотности в регионе, поскольку на их долю приходится почти две трети от общего числа учащихся в большинстве стран. Правительствам также придется уделять более пристальное внимание обеспечению образования населения.
Неграмотность в Южной Азии
Неграмотность является одной из наиболее серьезных проблем, стоящих перед Южной Азией. Данные, полученные из Statistica.com показывает, что уровень неграмотности в регионе составляет 31,3%. Южная Азия также является домом для более чем 50% необразованного населения мира. Девочки также сталкиваются со значительными препятствиями при получении образования в регионе. Сомнительное качество образования, предоставляемого грамотным людям в ряде стран, также вызывает озабоченность. По данным ЮНИСЕФ, только половина детей на начальном уровне получают образование, соответствующее минимальным стандартам обучения. В Докладе о мировом развитии за 2018 год размещено Индия возглавляет список стран региона, где ученик второго класса не смог выполнить двузначное вычитание. Страна также заняла второе место в списке стран региона по количеству учеников второго класса, которые не могли прочитать ни одного слова из короткого текста. Сравнение данных показывает, что большинство правительств в регионе уделяют больше внимания доступу, зачислению и показателям завершения обучения, чем качеству образования. Статистические данные ЮНИСЕФ также показывают, что около 20,6 миллиона детей на уровне неполной средней школы и 11,3 миллиона детей на уровне начальной школы не посещают школу. Такие страны, как Бутан и Шри-Ланка, имеют низкий уровень обучения, несмотря на сообщения об относительном росте уровня грамотности.
Неграмотность в арабских государствах
Уровень неграмотности в регионе арабских государств составляет 26,6%. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый с 1980-х годов, неграмотность остается серьезной проблемой для арабских стран, которые в настоящее время сталкиваются с социальными, политическими и экономическими трудностями. В арабских государствах существуют значительные различия в уровне грамотности среди возрастной группы от 15 лет и старше. Уровень грамотности в некоторых государствах региона, включая Объединенные Арабские Эмираты, Иорданию, Бахрейн, Катар и Саудовскую Аравию, значительно выше по сравнению с такими странами, как Йемен. На протяжении многих лет правительства стран региона наращивали усилия по сокращению неграмотности в регионе. Например, в 2015 году Объединенные Арабские Эмираты запустили программу “Arab Reading Challenge”, направленную на развитие культуры чтения. Несмотря на усилия, предпринимаемые различными правительствами в регионе, региональный уровень грамотности остается ниже среднемирового.
Неграмотность в Латинской Америке и Карибском бассейне
В Латинской Америке и Карибском бассейне уровень неграмотности составляет 7,2%.Уровень грамотности взрослого населения в регионе составляет почти 93,9%. Доля грамотных лиц в возрасте 15 лет и старше в регионе почти на восемь процентных пунктов выше, чем в среднем по миру. С 2014 года уровень неграмотности в регионе снижается во всех возрастных группах. Такие страны, как Боливия, добились значительных успехов в борьбе с неграмотностью. Правительственные чиновники в стране во многом объясняют успех национальной кампании по ликвидации неграмотности среди взрослых “Да, я могу”. По словам правительственных чиновников, благодаря этой программе уровень неграмотности снизился с 13,28% в 2001 году до 3,8% в 2014 году. Результаты были достигнуты при относительно низких затратах в размере 2,6 миллиона долларов в год. Корни кампании “Да, я могу” уходят корнями на Кубу, где Леонела, педагог, разработала эту модель. Программа опирается на местных фасилитаторов, которые вовлекают свои общины и обучают грамоте с помощью аудиовизуальных средств.
Неграмотность в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе
Региональный уровень неграмотности в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе составляет 5,6%. По сравнению с общемировым уровнем неграмотности в 20%, в регионе относительно низкий уровень неграмотности. Согласно региональному обзору Восточной Азии и Тихоокеанского региона ЮНЕСКО, такие страны, как Индонезия и Китай, добились огромных успехов в борьбе с неграмотностью в последние десятилетия. В Тихоокеанском регионе высокий уровень грамотности в Тонге и Самоа составляет 98%, в то время как в Папуа-Новой Гвинее уровень грамотности составляет 60%. С 2000 года дошкольное образование значительно расширилось. В период с 1999 по 2012 год число детей в количество дошкольных учреждений увеличилось на 45%. Валовой коэффициент охвата школьным образованием (GER) в 2012 году составил 68% по всему региону, при этом в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе GER составил 67% и 93% соответственно. В некоторых странах государственные и частные системы образования работают параллельно друг другу. В Китае дети в городских центрах пользуются услугами относительно хорошо оборудованных государственных центров, в которых работают квалифицированные учителя, в то время как дети в сельской местности вынуждены полагаться на частные учреждения, особенно детские сады, в которых работают необученные учителя. Прогресс в обеспечении всеобщего охвата начальным образованием в регионе неоднороден. Бедность, местоположение и этническая принадлежность существенно влияют на участие в школе в нескольких странах, таких как Лаосская Народно-Демократическая Республика. Такие страны, как Вьетнам, добились похвального прогресса в снижении влияния бедности на образование. В 2010 году уровень охвата начальным образованием среди детей из бедных семей во Вьетнаме составил 88% по сравнению с 95% среди детей из богатых семей.
Неграмотность в Европе и Центральной Азии
Уровень неграмотности в Европе и Центральной Азии в 2016 году составил 1,8%. В этих двух регионах уровень неграмотности низкий по сравнению с общемировым уровнем неграмотности. Согласно региональному обзорному докладу ЮНЕСКО, регионы Центральной Азии и Восточной и Центральной Европы добились устойчивого прогресса после социально-экономических, политических и демографических потрясений 1990-х годов. Как Центральная Азия, так и Центральная и Восточная Европа добились значительных успехов в расширении участия на всех уровнях образования. Большинство стран в регионах в настоящее время имеют высокие чистые показатели охвата школьным образованием.
Искоренение неграмотности во всем мире
Взаимосвязь между человеческим развитием и образованием является глубокой при правильных обстоятельствах. Грамотное население, скорее всего, воспользуется возможностями быстрее и с большей легкостью по сравнению с неграмотным населением. Неграмотные люди также плохо питаются и соблюдают правила гигиены. Эксперты считают, что искоренение неграмотности может значительно ускорить экономический рост и помочь в сокращении бедности. Правительства всех стран несут величайшую ответственность за ликвидацию неграмотности. Правительствам необходимо мобилизовать достаточные ресурсы, а также провести кампании по повышению осведомленности о важности образования. Также требуется существенная международная помощь. Однако такая помощь должна быть согласованной и скоординированной, чтобы обеспечить достижение оптимальных результатов.
Наименее грамотные регионы мира
Ранг | Регион мира | Уровень неграмотности среди всего взрослого населения |
---|---|---|
1 | Африка к югу от Сахары | 40.1% |
2 | Южная Азия | 31.3% |
3 | Арабские государства | 26.6% |
4 | Латинская Америка и Карибский бассейн | 7.2% |
5 | Восточная Азия и Тихоокеанский регион | 5.6% |
6 | Европа и Центральная Азия | 1.8% |