Мировые факты
Меню сайта

Кампания "Четыре вредителя": цели, исполнение, неудача и последствия

Что представляла собой кампания "Четыре вредителя"?

В период с 1958 по 1962 год Коммунистическая партия Китая возглавляла экономическое и социальное движение по всей стране, известное как "Большой скачок вперед". Одной из первых кампаний движения была кампания "Четыре вредителя", которую также иногда называют кампанией "Великий воробей" или просто кампанией "Убей воробья". Мао Цзэдун, или Председатель Мао, инициировал кампанию "Четыре вредителя" в качестве шага в направлении общественной гигиены, при этом вредителями считались крысы, мухи, комары и воробьи.

Три из четырех вредителей были идентифицированы из-за их роли в распространении малярии, брюшного тифа и чумы. Воробьи были включены в этот список, потому что они потребляют рис и другие семена с сельскохозяйственных полей.

Проведение кампании "Четыре вредителя"

Коммунистическая партия призвала китайских граждан действовать сообща против того, что считалось вредителями. Правительство опубликовало плакаты, иллюстрирующие необходимость использования мухобойки, барабанов, гонгов и пистолетов в качестве инструментов в борьбе за улучшение общественного здравоохранения. Люди отреагировали, приняв все меры для того, чтобы убить этих четырех животных. Воробьи получили большую часть этого внимания, поскольку горожан поощряли шуметь кастрюлями, сковородками и барабанами, что пугало воробьев и приводило к тому, что они падали с неба от истощения. Кроме того, гнезда были разорваны, яйца разбиты, а птенцы убиты. Правительство поощряло эти действия, поощряя школы, рабочие группы и правительственные учреждения, в которых было уничтожено наибольшее количество вредителей.

По оценкам, правительство и общественность были ответственны за гибель 1,5 миллиарда крыс, 1 миллиарда воробьев, более 220 миллионов фунтов мух и более 24 миллионов фунтов комаров. С точки зрения достижения своей цели кампания "Четыре вредителя" была успешной.

Непреднамеренные последствия кампании по борьбе с четырьмя вредителями

Помимо того, что воробей в Китае практически вымер, кампания "Четыре вредителя" привела к голоду и смерти от 20 до 43 миллионов человек. Как оказалось, воробей был неотъемлемой частью защиты урожая. Воробьи едят не только зерна, но и насекомых. В 1959 году исследователи Китайской академии наук провели вскрытие нескольких мертвых воробьев. Они обнаружили, что большая часть содержимого их желудков состояла из насекомых, а не зерен, как считалось ранее. После того, как кампания продолжалась в течение некоторого времени, популяция насекомых в Китае выросла в геометрической прогрессии, особенно саранчи, учитывая, что воробей является их единственным естественным хищником. Из-за этого дисбаланса между хищником и жертвой избыток саранчи мог свободно распространяться по стране, поедая большую часть сельскохозяйственных угодий, предназначенных для потребления человеком.

Великий голод в Китае

Саранча съела сотни тысяч фунтов зерна. Этот экологический дисбаланс усугублялся засухой, наводнениями и другими изменениями в сельскохозяйственной политике. К 1959 году растениеводство сократилось на 15%. В 1958 году это снижение продолжилось и составило 70%. Когда голод закончился, от голода погибло от 15 до 36 миллионов человек.

Изменения в кампании "Четыре вредителя"

После того, как правительство осознало важную роль воробьев в борьбе с вредителями и успешном сборе урожая в сельском хозяйстве, оно внесло изменения в кампанию "Четыре вредителя". Кампания против воробьев была прекращена правительством. Председатель Мао заменил мишень для воробьев постельными клопами. Хотя этот шаг, возможно, помог стране уничтожить заражение постельными клопами, он никак не повлиял на ущерб сельскому хозяйству и не сделал ничего, чтобы предотвратить Великий голод.

Кампания "Большой скачок вперед" закончилась в 1962 году, а вместе с ней закончилась и кампания "Четыре вредителя". Однако в 1998 году китайское правительство возродило новую версию движения. В Пекине и в Юго-Западном сельскохозяйственном университете в Чунцине были замечены плакаты, призывающие граждан уничтожить четырех вредителей. На этот раз это четыре вредителя: крысы, мухи, комары и тараканы. Кампания была не столь успешной, учитывая, что люди уже убивали этих насекомых до того, как были вывешены плакаты.

Влияние кампании "Четыре вредителя"

Кампания "Четыре вредителя" оказала влияние на музыку, телешоу и книги. В 2009 году телешоу Радужный бизнес был передан в эфир. Речь шла о жизни в середине 19 века в Китае и проблемах семьи торговца, связанных с наследованием семейного бизнеса. В одном из эпизодов фермер продвигал идею о том, что убийство воробьев было бы хорошим способом защитить местный урожай. Однако эта идея была направлена на то, чтобы нанести вред другим владельцам ферм и их урожаю, чтобы вызвать нищету и голод.

Это интересно: