Мировые факты
Меню сайта

Религиозные верования в Сирии

Страна Сирия расположена в Западной Азии, в самом сердце Ближнего Востока. Страна граничит на севере с Турцией, на юге с Иорданией, на востоке с Ираком, а на западе с Ливаном и Средиземным морем. Страна известна своими высокими горами, пустынями и плодородными землями, а также разнообразием этнических и религиозных групп в стране из-за ее центрального расположения на протяжении всей истории. С 2011 года страна находится в состоянии многосторонней, кровавой и ужасной гражданской войны, которая все еще продолжается, а также вынуждена бороться с ростом террористической группировки ИГИЛ (ДАИШ), которая провозгласила самопровозглашенный халифат и преследует и убивает религиозные группы, которые с ними не согласны.

Шесть крупнейших религиозных групп в Сирии:

6. Двенадцатилетний шиитский ислам

Двенадцатилетний шиитский ислам является крупнейшей ветвью шиитского ислама в мире, но на его долю приходится лишь 0,5% религиозного населения Сирии. Эта ветвь шиитского ислама верит в двенадцать назначенных богом лидеров, называемых Двенадцатью имамами, которые являются духовными и политическими преемниками пророка Мухаммеда (570-632). Они верят, что двенадцатым и последним имамом был Мухаммад аль-Махди, он все еще жив и будет скрываться в Большом Затмении, пока не вернется, чтобы восстановить справедливость на Земле. Двенадцать человек, также называемых имамами, находятся вокруг мест паломничества шиитов в столице Дамаске, а также в деревнях в мухафазах (провинциях) Алеппо, Идлиб и Хомс. "Двенадцать" в Сирии имеют тесные связи с "двенадцатью" в соседнем Ливане. Несмотря на то, что они составляют значительное меньшинство в Сирии, они испытали повышенный престиж по сравнению с другими шиитскими группами из-за тесного стратегического союза Сирии с Ираном из-за того, что Иран является двенадцатилетней исламской страной шиитского толка.

5. Исмаилитский шиитский ислам

Исмаилитский шиитский ислам является второй по величине ветвью шиитского ислама в мире, и на его долю приходится 1% религиозного населения Сирии. Исмаилиты-шииты, также называемые семерками, отделились как отдельная ветвь шиитского ислама из-за их веры в то, что Муса Джафар ас-Садик (702-765), шестой имам, сделал своего старшего сына Исмаила ибн Джафара (около 722-755) седьмым имамом, в отличие от двенадцатилетних шиитов, которые считали его младший сын Муса аль-Кадим (ок.745-799) был седьмым имамом. Из-за этого раскола исмаилитский шиитский ислам имеет единственную линию имамата, которая продолжается и по сей день, а принц Ага Хан IV является 49-й наследственный имам. У исмаилитов есть две основные группы - мустали и низариты, из которых большинство в Сирии - низариты. Низариты наиболее хорошо известны в западной культуре со времен крестовых походов, когда мистическое общество низаритов сформировало Хашашин (ассасинов), группу, просуществовавшую примерно с 1090 по 1256 год в Сирии, которая преследовала и убивала политических и религиозных лидеров региона. Большинство состоятельных последователей исмаилитского шиитского ислама в настоящее время проживают в районе Аль-Саламия в мухафазе Хама, в то время как более бедные живут в горах к западу от города Хама.

4. Друзы

Несмотря на то, что друзы составляют всего 3% религиозного населения, они являются третьей по величине исламской религиозной группой в Сирии. Некоторые последователи ислама не считают друзов мусульманами, но в Сирии, а также в Ливане они юридически считаются мусульманами. Вера друзов включает в себя различные элементы учений, философий и религий из различных источников, таких как Хамза ибн Али, Платон, исмаилизм, христианство, гностицизм и многое другое. Они не следуют Пяти столпам ислама и живут в изоляции, где никому не разрешается выходить из религии или принимать ее.

Исторически сложилось так, что друзы смешались с другими религиями, чтобы защитить себя, но с современной безопасностью они смогли быть более открытыми в отношении своей религии. Друзы сохраняли политическое влияние в Сирии до правления премьер-министра Адиба бен Хасана аль-Шишакли (1909-1964) с 1949 по 1954 год. Во время своего правления он насильственно проводил политику интеграции меньшинств Сирии в национальную структуру страны, а также подвергал их стигматизации. Община друзов и по сей день играет важную роль в сирийской армии. Друзы составляют подавляющее большинство населения вулканического региона Джебель-эль-Араб, расположенного в мухафазе Ас-Сувейда.

3. Христианство

Христианская община в Сирии составляет 8,9% населения страны. В Сирии существует христианская община с самых ранних дней зарождения этой религии. Подавляющее большинство христиан в Сирии принадлежат к одной из восточных групп христианства, к которым относятся автономные православные церкви, Восточные католические церкви в общении с Римом и независимая Ассирийская церковь Востока. Крупнейшие конфессии в стране принадлежат к этим восточным церквям, таким как Антиохийская православная церковь, Мелькитская католическая церковь, Сирийская православная церковь и Армянская Апостольская церковь. Есть также меньшинство западных групп христианства, таких как римские католики и протестанты, которые были введены позже миссионерами. Большинство христиан в стране живут в городах Дамаск, Хомс, Алеппо, Хама и Латакия или вокруг них.

2. Алавитский шиитский ислам

Алавитский шиитский ислам является второй по величине религиозной группой в Сирии, на долю которой приходится 11,5% населения. Истоки алавитов восходят к последователю ученика одиннадцатого имама, который был известен как Аль‐Хашиби (?-969), который организовал религию. В 1032 году ат-Табарани, ученик и внук Аль‐Хашиби переехал в город Латакия и обратил местное сельское население в алавитскую веру. Алавиты следуют двенадцатилетней школе шиитского ислама, но выделяются как ответвление из-за наличия синкретических элементов в их верованиях. Они также почитают Али ибн Аби Талиба (601-661), зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда (570-632).

Большая часть алавитского населения Сирии проживает вдоль прибрежной зоны на северо-западе страны в мухафазах Латакия и Тартус. На протяжении веков алавиты подвергались репрессиям, эксплуатации, и большинство из них были бедными слугами или фермерами. Начиная с 1940-х годов, вскоре после обретения независимости, многие отдельные алавиты достигли личной власти и престижа. Затем это достигло кульминации в 1970 году с государственным переворотом Исправительного движения во главе с Хафезом аль-Асадом (1930-2000). С тех пор семья алавитов-шиитов Асадов правит Сирией, улучшая жизнь алавитов и делая эту небольшую религиозную группу правящим классом страны. С тех пор как началась гражданская война в Сирии, многие алавиты призывного возраста были убиты на войне из-за мощной поддержки группой правительства Асада.

1. Суннитский ислам

Суннитский ислам на сегодняшний день является крупнейшей религиозной группой в Сирии, составляя 74% населения. Раскол между суннитским и шиитским исламом произошел из-за разногласий по поводу выбора преемника пророка Мухаммеда и с тех пор расширился, включив различные политические, богословские и юридические разногласия. Это произошло как сунниты, хотя Мухаммед не назначил преемника, поэтому его тесть Абу Бакр (573-634) был избран первым халифом. Шииты, с другой стороны, верили, что Мухаммед хотел его зять и двоюродный брат Али ибн Аби Талиб стал его преемником на посту халифа. Сунниты составляют большинство населения во всех провинциях Сирии, кроме трех, и задают религиозный тон и ценности для большей части страны. С тех пор как семья Асада захватила власть в Сирии в 1970 году, сунниты были лишены подавляющего большинства высокопоставленных правительственных постов в режиме Асада. С началом гражданской войны в Сирии большинство людей в сирийских повстанческих группировках и салафитских джихадистских группировках, которые воюют против правительства Асада, являются суннитами.

Другие малые религиозные группы Сирии

С начала гражданской войны в Сирии еврейского населения в Сирии практически не осталось, по некоторым данным, в стране осталось менее 10 евреев. Большинство евреев уехало за эти годы из-за ограниченной экономической свободы и постоянной слежки Гражданская война в Сирии стала лишь последним переломным моментом для тех немногих, кто уехал. Этнически курдская религиозная группа езидов, мигрировавшая из Турции в район вокруг города Синджар в Ираке на границе с Сирией в 15 веке. Некоторые также живут в сирийском районе Джазира и за пределами Алеппо. По оценкам, в Сирии насчитывается около 10 000 езидов, и они сильно пострадали в регионах, контролируемых ИГИЛ, а Организация Объединенных Наций объявила ИГИЛ ответственным за геноцид. Традиционные народные верования в основном практикуются среди бедуинских кочевых народов Ближнего Востока и Северной Африки. Они отмечены амулетами, талисманами, злыми джиннами (духами) и сглазом. Существует также вера в святых, которая популярна среди небедуинов. Эти святые - местные жители, которые вели идеальную жизнь, и к ним обращаются за удачей и защитой.

Религиозные верования в Сирии

Ранг

Система убеждений

Доля населения Сирии

1

Суннитский ислам

74.0%

2

Алавитский шиитский ислам

11.5%

3

Христианство

8.9%

4

Друзы

3.0%

5

Исмаилитский шиитский ислам

1.0%

6

Двенадцатилетний шиитский ислам

0.5%

Езиды, евреи, индуисты, народные верующие и другие

1.1%

Это интересно: