Мировые факты
Меню сайта

Индийский бог леопарда, Вагхоба, помогает сохранению дикой природы в стране

"У людей в других городах есть кошки и собаки, но здесь нашими спутниками являются дикие леопарды. Леопарды для нас - семья. Мы также молимся Вагобе - нашему божеству-леопарду, который оберегает нас от всех бед." - Пракаш Бхоир, житель Мумбаи.

Действительно, шумный мегаполис Мумбаи, финансовая столица Индии, не похож ни на один другой город. Несмотря на то, что в нем проживает более 20 миллионов человек, его сердце достаточно просторно, чтобы вместить более 40 диких леопардов! В Мумбаи также есть храмы, где коренные общины или адиваси поклоняются этим большим кошкам в форме Вагоба. И согласно науке, это культурное почтение к хищникам позволяет людям делить пространство с дикими животными, способствуя сохранению в долгосрочной перспективе. Таким образом, понимание таких культурных учреждений имеет важное значение для внедрения современных методов сохранения.

Лесные боги и лесные люди Мумбаи

"Мы, адиваси из Мумбаи, поклоняемся Хирве Дэву или Зеленому Богу, который благословляет нашу жизнь природными ресурсами, которые поддерживают нашу жизнь. Мы также молимся Вагобе или Богу леопарда / тигра. Он - Король Леса. Сила и мужество вагоба охраняют наши леса. И мы все знаем, что леса необходимы для нашего выживания, " - сказала Чайтали Бхоир, молодая женщина и член общины адиваси, когда она показывала нам свой прекрасный глинобитный дом в Келти-пада, в самом сердце лесистой молочной колонии Аарей.

Адиваси Мумбаи - это коренные общины, принадлежащие к различным племенам, таким как варлис, колис, даббас и другие. У них глубоко укоренившаяся связь с природой. В Мумбаи они живут в крошечных деревушках, называемых падас, в основном в лесных массивах и вокруг них, таких как Национальный парк Санджая Ганди и прилегающая молочная колония Аарей. В таких местах дико бродят леопарды, но эти люди вряд ли жалуются. Напротив, они гордятся тем, что живут с хищниками.

"Мы уважаем диких животных и их образ жизни. Мы знаем, что с наступлением ночи мы должны оставаться дома и не выходить на улицу в одиночку. Пришло время леопардам разгуливать по округе. Иногда они действительно охотятся на наш скот. Поэтому всякий раз, когда леопард рычит рядом с нами, мы разбиваем скорлупу кокосового ореха, молясь Вагобе, чтобы он пощадил наш скот, но продолжал защищать наш лес и наши жизни, как он делал это на протяжении тысячелетий," сказал Пракаш Бхоир, тесть Чайтали. Пракаш, адиваси, также работает в местной муниципальной корпорации.

По его словам, большинство нападений леопардов на людей в Мумбаи происходят, когда люди не уважают лесные правила. Когда иммигранты из других стран вторгаются на покрытые лесом земли, они не обращают внимания на обычаи природы. Они вырубают деревья, безответственно выбрасывают мусор и меняют ландшафт таким образом, что нарушают нормальное функционирование экосистемы. Из-за ограниченного пространства и естественной добычи леопардов теперь привлекают собаки и свиньи, питающиеся отбросами, что приводит их к тесному контакту с людьми. И иногда эти хищники в конечном итоге нападают на людей, что приводит к общественному требованию убрать леопардов из этого района.

"В отличие от наших соседей-неадиваси, мы приветствуем леопарда. Мы содержим наше окружение в чистоте и без мусора, так что, когда леопард посещает нас, он остается на некоторое время, а затем уходит. Пару месяцев назад леопард посетил мой задний двор за день до свадьбы моего сына. Он просто стоял там несколько минут, а потом молча ушел. Я сказал своей жене, что вот Вагоба, чтобы благословить нас перед событием!" сказал Бхоир, указывая на то место, где леопард стоял всего в нескольких ярдах от его дома.

Бхоир также считает прискорбным, что новостные каналы часто показывают истории о леопардах, проникающих в дома людей, когда на самом деле люди вторглись на территорию леопарда. Он беспокоится, что страх людей перед леопардами может навлечь гибель на лес. Для него леопарды - прекрасные животные, а не свирепые, кровожадные звери, какими их часто считают люди. Природа создала их плотоядными, поэтому им нужно охотиться, чтобы выжить. Это не может сделать их опасными. Если это так, то люди тоже опасны. Однако для Бхоира и других членов его общины леопарды - это семья.

"Наша привязанность к этому прекрасному животному такова, что, если мы не видим и не слышим о появлении леопарда в нашем районе около недели, мы начинаем беспокоиться. Мы беспокоимся, что кто-то мог убить их или причинить им какой-либо другой вред, - сказал Бхоир.

Эта глубокая связь с лесом и его леопардами держит Бхоира и членов его племенной общины начеку. Всякий раз, когда возникает угроза лесам Мумбаи, адиваси поднимаются в знак протеста. Во время Движения Save Aarey многие из них были арестованы полицией во время акции протеста против вырубки деревьев в Аарее для строительства станции метро. Однако их протесты не пропали даром. Проект пришлось перенести на новое место, и часть Арея была объявлена заповедным лесом.

Наука о сохранении природы и верования людей - связь

Поклонение Вагобе и другим элементам природы не ограничивается адиваси Мумбаи, а более широко распространено. В исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Conservation Science в 2021 году, задокументировано более 150 святынь, посвященных вагобе, в деревнях племен варли в Мумбаи и других частях штата Махараштра. Исследование было проведено исследователями из WCS-Индия, WCT-Индия, INN Univ., Норвегия, и NINA, Норвегия.

Исследование показало, что происхождение института Вагоба коренится в том, что современная наука о сохранении природы называет "конфликтом между человеком и дикой природой" и "хищничеством скота большими кошками". Хотя история происхождения имеет много вариантов, большинство из них изображают Вагобу как человека, родившегося человеком. Со временем вагоба проявили черты "вага или тигра/ леопарда" и убивали деревенский скот. Напуганные жители деревни хотели убить Вагобу, но его мать заключила с ними сделку. Согласно соглашению, вагоба должен был оставаться в лесу и не убивать домашний скот. Взамен люди будут поклоняться Вагобе в святилищах Вагоба и время от времени делать ему подношения в виде жертвоприношений животных, чтобы умилостивить его. Таким образом, по мнению исследователей, сама история происхождения Вагоба вселяет чувство родства с большими кошками в сердца поклонников Вагоба. А институт Вагоба действует как механизм формирования терпимости, позволяющий людям делить пространство с такими хищниками, как тигры и леопарды.

"Индия практикует сохранение природы в своей культуре на протяжении тысячелетий. Культурные учреждения, такие как культ Вагоба, послужили движущей силой глубоко укоренившегося движения за сохранение природы, распространенного в стране," - сказал доктор Аниш Андхерия, соавтор исследования. Он также является президентом Фонда охраны дикой природы в Индии и одним из ведущих индийских защитников дикой природы.

"Древние индийские писания изображают животных как Богов. В стране поклоняются животным - от слонов и тигров до муравьев и крыс. Такое почтение к животным действует как катализатор в защите наших экосистем и дикой природы ", - сказал он.

По словам доктора Андхерии, сейчас как никогда важно признать культурную принадлежность людей, прежде чем они исчезнут в эпоху потребительства и глобализации, разорвав их связь с природой. Связь между людьми и природой должна быть восстановлена и сохранена до того, как она будет утрачена. Он также считает, что вовлечение местных сообществ имеет жизненно важное значение для достижения дальнейших природоохранных целей в Индии.

"В последние пять десятилетий природоохранная деятельность в Индии в основном была сосредоточена на защите лесных ландшафтов от людей. Однако таким образом можно было бы защитить только около 5% территории страны. Этого недостаточно. Теперь защита должна управляться сообществом. Беседы по сохранению должны включать местные сообщества и учитывать их мнения при разработке программ сохранения, - сказал он.

Держась за Поклонение Природе

Сегодня социально-экономическая ситуация в Индии меняется быстрыми темпами. Стремительная урбанизация происходит по всей стране. Интеграция коренных общин, таких как адиваси в Мумбаи, в основное общество размывает их культуру, основанную на поклонении природе. Но такие люди, как Бхуары, полны решимости придерживаться своих традиций и верований.

"Люди называют адиваси бедными и неграмотными. Но наши дома окружены тысячами деревьев и богатым биологическим разнообразием. Как мы можем быть бедными, когда у нас так много природных богатств? Мы также гордимся знаниями, унаследованными от наших предков. Мы осознаем, что лес поддерживает в нас жизнь. Он дает нам кислород, пищу и многое другое. И поэтому мы поклоняемся воде, почве, лесу и дикой природе. Мы гордимся нашими убеждениями, поскольку они помогают защищать и сохранять природные ресурсы для наших будущих поколений, - сказал Пракаш Бхоир.

"Мы как гости на этой Земле. Мы должны сказать спасибо Матери-Земле за нашу жизнь. Так что не причиняйте ей никакого вреда. Ни один другой вид не делает этого," - это послание Бхоира всем нам.

Это интересно: