Мировые факты
Меню сайта

Культурный релятивизм

Культурный релятивизм - одна из важнейших концепций в области социологии, утверждающая и признающая взаимосвязь между социальной структурой и повседневной жизнью индивида. Это идея о том, что система морали и этики, которая варьируется от одной культуры к другой, все равны и что ни одна система не стоит выше другой. Убеждения и система ценностей человека должны пониматься в контексте его собственной культуры, а не в соответствии с критериями другой культуры. Культурный релятивизм основан на том факте, что не существует конкретного основного правила для того, что является добром или злом. Таким образом, любое суждение о том, что является истинным или неправильным, зависит от правил, культуры и системы убеждений общества. Поэтому любое мнение о морали или этике зависит от культурной точки зрения человека. В конечном счете, ни одна конкретная этическая позиция не может считаться лучшей.

Происхождение концепции

Концепция культурного релятивизма в том виде, в каком она известна и используется сегодня, была разработана в качестве аналитического инструмента Францем Боасом, немецко-американским антропологом, в первые годы 20-го века. Впоследствии эта идея была популяризирована некоторыми из его учеников. Однако ни Боас, ни релятивист 21-го века Джеймс Рэй-Миллер не ввели термин “культурный релятивизм”. Этот термин был впервые зафиксирован Аленом Локком в 1924 году, который использовал его для описания культурного релятивизма Роберта Лоуи. Концепция культурного релятивизма была важной концепцией в противодействии этноцентризму, который часто омрачал исследования в то время. Этноцентризм часто проводился богатыми белыми западными мужчинами и был сосредоточен на людях, которые принадлежали к низшему экономическому классу и другим расам. Этноцентричные люди судят о культуре других людей, основываясь на своих собственных ценностях и убеждениях. Со своей точки зрения, они считают другие культуры странными и экзотическими.

Культурный релятивизм создает понимание того, что в мире существует множество культур и что каждая культура имеет свои собственные ценности, убеждения и обычаи, которые развивались с течением времени в определенном контексте, будь то исторически, политически или социально, и что ни одна из культур не обязательно является неправильной или правильной. В современном мире широко распространена концепция культурного релятивизма, а такие слова, как терпимость и принятие, приобретают новое значение. В социологии эта концепция применяется для преодоления проблемы культурной предвзятости, которая преследует исследования. Это также оказало большое влияние на социальные науки, такие как антропология. Это связано с моральным релятивизмом, но всегда отличается от него, концепцией, которая рассматривает мораль как относящуюся к данному стандарту.

Примеры культурного релятивизма

Концепция культурного релятивизма охватывает широкую область человеческих взаимодействий, убеждений, ценностей и практик. Например, это объясняет, почему состав завтрака варьируется от места к месту. В большинстве африканских домов завтрак никогда не обходится без чашки чая, кофе или овсянки, в то время как в США типичный завтрак состоит из хлопьев, молока и сэндвичей с яйцами и беконом.

В некоторых частях мира нагота считается изначально сексуальной вещью, и люди интерпретируют ее как сексуальный показатель. Однако в некоторых местах быть обнаженным на публике - нормальная часть жизни. В этом случае обнаженность считается не сексуальным внушением, а соответствующим телесным состоянием. В местах, где преобладает ислам, ожидается тщательное прикрытие тела.

Другие культурные различия, с которыми необходимо мириться, включают роль разных членов семьи, религию и религиозные обряды, а также руководство сообществом. В некоторых домах женщины ограничены кухней и гордятся тем, что играют свою роль в такой обстановке, в то время как в некоторых учреждениях женщин поощряют к лидерству и участию в том, что можно было бы считать “мужскими делами”.

Важность признания культурного релятивизма

Признавая культурный релятивизм, человек признает, что его или ее культура формирует то, что считается красивым или нет, смешным или отвратительным, хорошим или плохим, со вкусом подобранным или безвкусным. Понимание культурного релятивизма позволяет человеку избежать бессознательной связи со своей культурой, которая искажает его восприятие и реакцию на мир. Это также помогает человеку понять другую культуру. Культурный релятивизм заставляет людей признать, что, хотя их моральные принципы и ценности могут казаться очевидными и служить основой для вынесения суждений о других людях, доказательства этих моральных принципов - всего лишь иллюзии.

Принятие культурного релятивизма

Несколько стран использовали культурный релятивизм в качестве причины для ограничения прав, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека. Некоторые режимы по всему миру, которые были установлены в результате революций, таких как Китай и Куба, прямо отрицают необходимость политического плюрализма. Другая группа стран, например, некоторые исламские государства, придерживающиеся законов шариата, такие как Йемен и Иран, также отрицают необходимость политического плюрализма. Некоторые страны, такие как Малайзия и Колумбия, предоставляют особые права определенным группам людей.

Возможен ли культурный релятивизм абсолютно?

Общество, которое верит, что не существует окончательного правильного или неправильного, теряет способность выносить какие-либо рациональные суждения. Культурный релятивизм - это представление о том, что истина относительна и зависит от культурной среды. Те, кто предпочитает отличаться от других или проявлять нетерпимость к идее релятивизма, не получают ни поддержки, ни поощрения. Терпимость становится абсолютной “истиной” сама по себе, что противоречит всей концепции релятивизма. В то время как такие пороки, как контрабанда наркотиков, воровство и убийство, требуют морального осуждения, сторонники концепции культурного релятивизма не могут открыто осуждать такие пороки как неправильные.

Релятивизм, включая культурный релятивизм, считается внутренне противоречивым и невозможным, поскольку он, по-видимому, отвергает идею универсального правильного и неправильного. Критики культурного релятивизма утверждают, что должны существовать какие-то неоспоримые абсолюты правильного и неправильного, несмотря на культуру общества. Истины и заблуждения не могут быть порождены одной конкретной группой людей, они проистекают из чего-то более универсального и фундаментального.

Это интересно: